учимся понимать друг друга

Официальный сайт

 МАОУ "Средняя общеобразовательная школа имени Декабристов"

 

Учимся понимать друг друга

 

 

Толерантность – учимся понимать друг друга

     ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.

 Проблема толерантности особенно интересна и актуальна сегодня, так как вокруг нас очень много хаоса, неопределенности, трагедий. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: растущая безработица, недостаток жилья, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным. Происходит героизация насилия, образы которого обрушивают на детей через СМИ (в т.ч. кино, мультфильмы, комиксы). Часто дети используют их в качестве моделей поведения. Возрождаются идеологии ненависти -нацизм, фашизм. Они вовлекают молодежь в политические движения, направленные против иммигрантов и представителей другой культуры (например, движение скинхедов). Социал-экстремизм, ксенофобия. Это опасные реальности сегодняшнего дня. Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в школах: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие.

 

     Толерантность не означает только признание факта существования "Другого". Толерантность означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями. Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность не могут быть объектами толерантности. Существует даже лозунг "Никакой толерантности к нетолерантности!".

Когда-то в большой семье, на деревенской улице, в городском дворе дети постигали навыки терпимости, общения, взаимопонимания. Теперь очень часто в семье единственный ребенок, а общение со сверстниками во дворе и на улице заменило общение с компьютером. Для того чтобы разные народы, разные культуры могли жить в мире и согласии, избегая серьезных конфликтов, нужны уважительное отношение к правам других людей, их убеждениям, привычкам, образу жизни, нужна толерантность, терпимость. О воспитании толерантности в нашей школе размышляет педагог-организатор Конищева Вера Валерьевна в статье "Уважая себя - учимся уважать других" 

 

 

     Воспитание толерантности в семье.

 

     В настоящее время семья и школа, прежде всего, должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе, собственного культурного мировоззрения, учить жить и адаптироваться в мультикультурном пространстве. Роль семьи именно в таком понимании на сегодняшний день особенно актуальна: в ситуации обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черт которой должна быть толерантность.

Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях. И, прежде всего, в образовательном процессе и в семейном воспитании, во взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого. В каждом человеке с рождения есть творческое начало, которое со временем развивается. Мы творим постоянно, даже сами того не замечая. Творческий потенциал – вещь удивительная, однако направлять его можно как на добрые цели, так и на злые. Стремление человека к добру или к злу зарождается с младенчества и развивается в том или ином направлении с годами. И именно на плечи родителей ложится ответственность направить творческую энергию своих детей в нужное русло, помочь им научиться использовать её на благо других и себя. В нашем мире, переполненном войнами, насилием и соблазнами, это сделать очень непросто. Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность.

Размышляя над далекими перспективами воспитания собственных детей, родители обычно не придерживаются строго заданных эталонов, определяют их довольно расплывчато. Более понятными для подростков остаются представления о допустимости или недопустимости различных форм поведения, но вопросы, касающиеся формирования качеств толерантной личности остаются за пределами домашнего быта и внутрисемейных отношений.

Большое значение имеет глубина интереса к взаимоотношениям с детьми, попытка осмыслить какие-то конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются, а в данном случае именно проблемы толерантности. “Воспитывать в себе воспитателя – это проблема, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной. Предлагаем тест, по которому родители смогут определить степень толерантности своих детей и принять необходимые меры по дальнейшему воспитанию подростков.

  Тест «Насколько вы толерантны»

1.Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) да;

б) нет.

2.Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3.Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) да;

б) нет.

4.Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5.Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

6.Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

7.Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) да;

б) нет.

8.Вы приводите в компанию друга (подругу), который(ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

9.В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Подсчет очков. Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

0-4 очка: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

14-18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Ничего страшного, ребята, если у кого-то результаты получились не такими, каких вы ожидали. Толерантное поведение можно выработать.

 


 

«Милосердие на книжной полке»

  1 раздел. «Слова имеют собственную душу» (Б.Брехт)

Из предлагаемых произведений:

В. Быков. Крутой берег реки

Последствия некоторых действий, поступков могут сказываться на людях в течение долгого времени. Последствия войны, спустя годы после ее окончания, могут приносить страдания мирным людям. Внутренняя драма героя рассказа связана с пережитым во время давно закончившейся войны…

Б. Заходер. Серая звездочка

Грубое слово подобно брошенному камню… Писатель пользуется старинной формой аллегорической сказки, чтобы поведать маленьким читателям
о вечных нравственных истинах, о силе сказанного слова.

Р. Погодин. Жаба

Человек, не замечающий душевной красоты, склонен к жестокости и равнодушию. Мальчик, а вместе с ним читатели пытаются понять, что такое настоящая красота.

  2 раздел. «Миром правит состраданье» (древнеиндийский афоризм)

Из предлагаемых произведений:

М. Булгаков. Стальное горло

В ситуации нравственного профессионального выбора оказался молодой врач. В трудные минуты выбора в душе молодого врача проснулся профессионал, и с тех пор это «двухголосие» – человеческое и профессиональное – постоянно звучало в его сердце…

А. Лиханов. Никто

Эта книга взывает к взрослой ответственности, к простой человечности,
к доброте и состраданию. Социальная и нравственная недостаточность по отношению к детству сравнима с «сердечной недостаточностью».

  3 раздел. Открой в человеке Человека

Из предлагаемых произведений:

В. Драгунский. Сестра моя, Ксения

Появление в семье младшего брата или сестры – это всегда переломный момент в жизни ребенка. Осознание себя старшим братом, понимание радости родства – к этому приходит герой рассказа Дениска…

В. Железняков. Чучело

Чужой среди своих – таким часто ощущает себя школьник среди своих соучеников. Стадное чувство, охватывающее класс, превращает подростков в жестоких преследователей и мучителей. Легко поддаться настроению, царящему в группе твоих приятелей, одноклассников. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.

Л. Толстой. Кавказский пленник

Узнать человека поближе – это значит понять его и принять. Лев Толстой в своей повести «Кавказский пленник» хорошо показал, как происходит процесс открытия в человеке Человека…

  4 раздел. «Дороже всех титулов доброе сердце» (народная мудрость)

Из предлагаемых произведений:

С. Лукьяненко. Дневной дозор. Ночной дозор

Свет и Тьма. Добро и Зло. Они говорят на разных языках и никогда не поймут друг друга… Равновесие должно быть соблюдено: Тьма для этого мира не менее важна, чем Свет. Но не все так просто в вечной войне Добра и Зла…

В. Шукшин. Материнское сердце. Верую

Всех «чудиков» Шукшина отличает одно общее качество – наличие пробудившегося сознания, приведшее героев в состояние беспокойства. Человек перед лицом жизни и смерти; поиск смысла жизни; одиночество и свобода; вера, надежда и неверие; ценностно-личностное самоопределение человека – вот важнейшие темы для писателя.

А. Чехов. Размазня

Легко быть сильным и жестоким, легко обидеть слабого и беззащитного. Добро должно быть с кулаками?

  5 раздел. Твой выбор

Из предлагаемых произведений:

В. Быков. Сотников

Каковы причины, побуждающие людей, которые живут в схожих обстоятельствах, принимать порой взаимоисключающие решения? Человеку приходится выбирать, когда выбор невозможен, потому что, выбирая нравственное поведение, герой почти наверняка обрекает себя на смерть.

М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам Добра и Красоты определяют любую человеческую судьбу. Человек ответственен за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к Истине и Свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Существуют ли какие-нибудь неизменно нравственные категории или они текучи, изменчивы, а человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

Это не список педагогических рецептов: литература предлагает материал для размышлений, побуждает к поиску. Она не столько отвечает на вопросы, сколько их ставит, намечая варианты решений. Писатели через изображение обыденных ситуаций подводят читателя к универсальным ценностям .

 

Дата последнего обновления страницы 15.08.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения